• Пользовательское соглашение
  • Анализ российского рынка мороженого

    В данной главе приведён анализ рынка мороженого как вида деятельности, приносящего Обществу наибольшую выручку (46% по итогам 2007 года). В настоящее время в России действует около 300 производителей мороженого, из них 72 хладокомбината, около 140 предприятий молочной промышленности, свыше 80 вновь созданных коммерческих предприятий.

    В 1 пол. 2008 г. в России было произведено 190,5 тыс. тонн мороженого, что на 5,8% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Таким образом, при примерной стоимости мороженого у производителя 1 доллар за килограмм можно оценить рынок в 380 млн. долларов в год. По западным меркам это немного, но стоит учесть, что душевое потребление мороженого в России в три-четыре раза меньше, чем в Европе, и в пять-шесть раз меньше, чем в Америке. Потребление на душу населения в целом по России составляет 2,7 кг (норма потребления мороженого, рекомендованная Минздравом, составляет 5 кг на душу населения в год), в Москве и Санкт-Петербурге - 4-4,5 кг, а в Европе - 7-8 кг, США - 10-15 кг (по некоторым сведениям до 22 кг). Больше всех в Евро-пе потребляют мороженого финны - 13,5 литров на душу населения в год. По оценкам специалистов, имеющиеся производственные мощности при полной загрузке способны обеспечить производство до 850 тыс. тонн мороженого в год. Очевидно, что при существующих объемах производства имеющиеся мощности не загружены даже наполовину.

    Рынок мороженого нельзя назвать развивающимся. Менеджеры компании "Айс-Фили", одного из крупнейших московских производителей мороженого, считают рынок мороженого стагнирующим. Как уже отмечалось, ре-зультаты I полугодия 2008 года сложились с отставанием против соответствующих данных прошлого года на 6,8 к соответствующему периоду прошлого года. Рост производства зафиксирован только в Центральном (0,2) округах.

    В условиях явного перегрева рынка мороженого неизбежно нарастает накал конкурентной борьбы, которая идет по нескольким направлениям: между российскими и иностранными компаниями, между производителями дорогостоящего высокотехнологичного мороженого и дешевого, но менее качественного, между производителями различных регионов России. Российский рынок мороженого отличается очень высоким уровнем конкуренции - слияний и поглощений на нем происходило немного. Разобщённость производителей и острая ценовая конкуренция между ними имели последствия несомненно приятные для потребителей, но потенциально разрушительные для отрасли. Падение рентабельности производителей сокращало средства, доступные для технической модернизации и проведения мероприятий по стимулированию сбыта.

    Активность слияний и поглощений на рынке мороженого невысока - по 1-2 сделки в год. Основные сделки последних лет перечислены ниже.

    1. Май 2008 г. Эстонская компания Premia Tallinna Kulmhoone объявила о покупке старейшего в России про-изводителя мороженого - 100% акций ОАО "Хладокомбинат №1 (г. Санкт-Петербург). За счёт приобретения российского предприятия эстонский производитель мороженого сможет расширить свою географию.
    2. Март 2007 г. ОАО "Инмарко" (Омская обл.) приобрело 72 российского рынка мороженого и замыкает десятку крупнейших производителей.
    3. Август 2006 г. ЗАО "Талосто" (г. Санкт-Петербург) закрыло сделку по покупке 100% акций ОАО "Подольский хладокомбинат". Приобретение позволит компании усилить свои позиции на рынке мороженого московского региона. Компания "Талосто" заявляет, что до 2010 года намерена инвестировать в свое развитие, в т.ч. через M&A, $174 млн.
    4. Август 2005 г. Инвестиционный фонд Fleming Family & Partners (FF&P) приобрел у банка "Уралсиб" 99,45% акций ОАО "Айс-Фили". По данным пресс-службы "Уралсиба", FF&P купил хладокомбинат в интересах консорциума инвесторов, состав которого пока не раскрывается. По информации ряда участников рынка, FF&P намерен развивать бизнес "Айс-Фили" совместно с компанией "Рамзай". В начале сентября британская инвестиционная компания FF&P и "Рамзай" объявили о создании совместной компании по выпуску мороженого. Таким образом, на российском рынке мороженого появится третий по величине игрок, годовой объем производства которого составит 20 тыс. тонн мороженого в год, или $35 млн. в денежном выражении.
    5. Сентябрь 2004 г. Крупнейший на Северо-Западе дистрибьютор алкоголя ОАО "Темп Первый" купил рас-положенный в Ленинградской области хладокомбинат ООО "Леда" (100% долей). Проектная мощность комбината составляет 300 тонн мороженого в месяц, а в ассортимент производимой продукции входит около 200 наименований, из которых в настоящий момент на рынке присутствует примерно половина. Основная часть продаж "Леды" приходится на регионы Северо-Запада, а также Московскую область. Интерес к хладокомбинату в ОАО "Темп Первый" объяснили желанием поработать на рынке мороженого. Для этого у компании есть серьезный ресурс в виде мощной дистрибьюторской сети.

    Главная | Карта сайта

    Адрес: г. Москва, улица Лесная, д. 39
    E-mail: info@dpo.ru
    Телефон: +7 (495) 775-28-18

    +7 (925) 217-84-33
     
    Яндекс.Метрика